Одесский Дом-музей им.Н.К.Рериха
|_О нас_|_Музей_|_Институт_|_Издательство_|_Библиотека_|_Конференции_|_Исследования_|_Выставки_|_Сотрудничество_|_Новости_|
 

Музей

Артур Владимирович Фонвизин

«Трудно не тогда, когда работаешь, а когда не работаешь»
А.В.Фонвизин

.В.Фонвизин. Автопортрет.Артур Владимирович Фонвизин, один из наиболее самобытных мастеров, вышедших из круга «Маковца», корифей акварельной живописи, родился 30 декабря (по старому стилю) 1882 г. в Риге. Он был третьим ребенком в семье чиновника Лесного департамента Министерства государственных имуществ Вольдемара Карловича фон Визена. При крещении в лютеранской церкви был наречен Артуром Вильгельмом. Занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (19021903) у М.П.Клодта и В.Н.Бакшеева, а затем в частных академиях в Мюнхене (19041906). Был дружен с М.Ф.Ларионовым и одно время творчески близок ему. Преподавал в изостудии Пролеткульта в Тамбове (с 1918) и художественном техникуме в Нижнем Новгороде (1923). С 1927 обосновался в Москве. Был членом объединений «Маковец», «Общество московских художников» и АХРР.

Примкнул к обновленному символизму «маковчан», однако был равнодушен к религиозной теме, предпочитая мир поэтических видений и грез. С конца 1920-х годов перешел почти исключительно к технике акварели.

Свободные, вибрирующие мазки, сильно разжиженные, «текучие» краски, просветы белого фона (порой цветной бумаги) все это слагается у мастера в мир зыбких феерий, сосредоточенных вокруг образов цирка и музыки (многолетние серии Цирк и Песни и романсы). Символизм с его лейтмотивом искусства как вселенской тайны преобразился здесь в камерно-лирический экспрессионизм в духе «тихого искусства». Со времени эвакуации в Казахстан (1943), где он начал писать цикл Караганда, Фонвизин все чаще обращался к пейзажу. На выставках же официально отчитывался портретами актеров, большей частью актрис ("Д.В.Зеркалова", 1940, Третьяковская галерея; серия "Актеры театра имени В.В.Маяковского", 1944, в собрании театра), впрочем, и эти более академичные композиции выделялись своей легкой и игривой живописной маэстрией.

Успешно выступал и как художник книги иллюстрации к "Сказкам 1001 ночи" (1932), немецкой романтической повести (1936), "Руслану и Людмиле" А.С.Пушкина (1945) и др.; исполнил цикл рисунков к сказке Э.Т.А.Гофмана "Крошка Цахес" (1937, частное собрание, Москва), который, однако, остался неопубликованным. Умер Фонвизин в Москве 19 августа 1973 г.

В коллекции Одесского Дома Музея им. Н. К. Рериха находятся  произведения А. В. Фонвизина из цикла "Наездницы", "Натюрморт", портрет В.Л.Яснопольской (ученицы А.В.Фонвизина), и работа из цикла "Каранганда".

В тексте использован автопортрет А.В.Фонвизина,
1904, б., гуашь, 32,7х23,5; частное собрание
по информации с сайта www.elysium.ru

Некоторые акварели А.В.Фонвизина
из коллекции Одесского Дома-музея им.Н.К.Рериха


А.В.Фонвизин. Портрет В.Л.Яснопольской.А.В.Фонвизин. Наездница.А.В.Фонвизин. Наездница.А.В.Фонвизин. Наездница.


 


Украина, Одесса, ул. Большая Арнаутская (Чкалова) 47, кв. 2
 
 
На домашнюю страницуwebmasterтел.: ++380 (0)48 728 77 56 /++380 (0)48 715 58 58