Одесский Дом-музей им.Н.К.Рериха
|_О нас_|_Музей_|_Институт_|_Издательство_|_Библиотека_|_Конференции_|_Исследования_|_Выставки_|_Сотрудничество_|_Новости_|
 

Музей

Экспозиция Одесского Дома-Музея имени Н.К. Рериха

Одесский Дом-Музей имени Н.К. Рериха расположился по адресу: ул. Большая Арнаутская, 47, на 3-м этаже 3-х этажного дома. Экспозиция размещена в 5-ти залах, включая концертный.

В комнате семьи Рерихов представлены портреты всех членов семьи кисти С.Н.Рериха, а также художественные полотна Н.К.Рериха (репродукции), которые посвящены двум великим религиям и их подвижникам: Православному Христианству и Буддийскому Востоку. В центре Православного цикла – собиратель Земли Русской Св. Сергий – подвижник XIV века, основатель Свято-Троицкой лавры. Н.К.Рерих называл Св. Сергия «Строителем Русской Духовной Культуры», писал в статье «Душа народов»: «Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовет нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию». Е.И.Рерих писала, что «смысл всей деятельности Преподобного Сергия не во внешней церковности, но в его высоконравственном влиянии на современников. Устанавливая суровые уставы, внося дисциплину в дикие нравы того времени, Он творил характер народа создавая тем мощь государства».

Значение труда, созидания занимают главное место в мировоззрении Рерихов. На картине «Сергий Строитель» (1924) Св. Сергий изображен неутомимым тружеником. «Сергий, Строитель Общин, запрещал своим сотрудникам принимать подаяния. Пища и вещи могли быть принимаемы лишь в обмен на труд», - писал Н.К.Рерих в путевом дневнике.

Св. Николаю посвящено Н.К. Рерихом несколько работ. Одна из них – «Никола» (1916) представлена в экспозиции, подлинник находится в Киевском музее русского искусства. «Пантелеймон-целитель» (1931), «Борис и Глеб» (1942), «Звенигород» (1933), «Крестный ход» (1920-е), «Свет побеждает тьму» (1933) продолжают православный цикл.

В экспозиции Буддийского Востока центральное место занимает картина «Сокровище Мира. Чинтамани». Раздвинулись огненные горы, и в мир спускается белый Конь – символ Духовного провозвестия, прихода в мир долгожданного Спасителя, на спине коня – Чинтамани, горящее огненным неопалимым Светом Духовности. Е.И.Рерих писала: «Присылка этого дара с незапамятных времен знаменует наступающий срок сужденного объединения и мощи той страны, где он появляется. <…> Восток особенно полон легенд об этом даре Ориона. Так и тибетский и монгольский белый конь Эрдени-Мори, несущий Чинтамани (Сокровище Мира), тоже связан с этим появлением».

«Агни-Йога» символизирует наступление Эпохи Огня. Провозвестие Огненной Эпохи проходит через Священные Писания всех Великих религий, под этим названием вышли книги Учения Живой Этики, подготавливающие сознание человечества к предуказанному космическому событию. В картинах «Держательница Мира», «Песнь о Шамбале» запечатлены образы Е.И.Рерих и Н.К.Рериха, свидетельствующих в своем творческом наследии (картинах, книгах, научно-философском наследии) о приходе Новой Эры.

Легенда о Шамбале воплотилась в картинах Н.К.Рериха: «Весть Шамбалы», «Послание Шамбалы», «Письмо Шамбалы», «Сага о Шамбале» и многих др. За легендами о Шамбале стоит реальность, о которой писали Рерихи в своем литературном наследии, как о конкретном месте на географической карте Земли, где они побывали, где на протяжении трех лет пребывала Е.П. Блаватская, перед тем, как дать миру основной труд жизни «Тайную Доктрину». С Шамбалой связана и группа Учителей Человечества, духовных Учителей или Великих Душ, Махатм, которые направляют эволюцию Земли и людей. О Шамбале Н.К.Рерих писал в своих литературных трудах «Шамбала сияющая», «Алтай-Гималаи» и др. В экспедиционном дневнике записано: «Слово о великой Шамбале, или таинственной Калапе индусов звучит как символ великого будущего. В сказаниях о Шамбале, в легендах, преданиях и песнях заключается, быть может, наиболее значительная весть Востока».

В комнате семьи Рерихов представлено литературное наследие всех членов семьи и художественные альбомы работ Н.К.Рериха и С.Н.Рериха. Е.И.Рерих писала под 5-ю псевдонимами: Наталья Яровская «Знамя Преподобного Сергия Радонежского», Наталья Рокотова «Основы буддизма», Ж. Сент-Илер «Криптограммы Востока», Искандер Ханум «Чаша Востока», Сундри «Письма из Гималаев». Эпистолярное наследие Е.И.Рерих составило 9-ти томное собрание, изданное Международным Центром Рерихов (г. Москва). Представлены и прижизненные издания писем Е.И.Рерих и Н.К.Рериха на английском и русском языках, вышедшие в США, Латвии, Франции. В витрине можно увидеть открытки с работами Н.К.Рериха, изданные Обществом Св. Евгении до революции. В этой же витрине находится 3-х томное собрание сочинений М. Метерлинка, иллюстрированное Н.К.Рерихом. Из художественных альбомов нужно выделить прижизненные издания о Н.К.Рерихе: А. Ростиславова (1916), С. Эрнста (1916). В экспозиции представлен черновик художника-графика Георгия Нарбута, принимавшего участие в оформлении монографии «Рерих». Монография эта была издана в издательстве «Свободное искусство» в 1916 г., тираж составил 500 экземпляров.


Украина, Одесса, ул. Большая Арнаутская (Чкалова) 47, кв. 2
 
 
На домашнюю страницуwebmasterтел.: ++380 (0)48 728 77 56 /++380 (0)48 715 58 58